ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ

Вопрос: Какие документы необходимы для проведения МСЭ?

Ответ: Перечень обязательных документов определяется целью освидетельствования. Так, при установлении инвалидности (группы инвалидности) для проведения МСЭ гражданину необходимы:
1. Документ, удостоверяющий личность, а в случае представления интересов гражданина законным представителем — документы, удостоверяющие его личность и право законного представителя;
2. Заявление на имя руководителя филиала-бюро (далее бюро) от гражданина (его законного представителя);
3. Направление на МСЭ, выдаваемое организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, либо органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения, а при их отказе в выдаче направления – справка об отказе;
4. Другие медицинские документы, характеризующие состояние здоровья, имеющиеся у гражданина.
После рассмотрения заявления и направления в бюро гражданину будет направлено приглашение с перечнем иных необходимых документов. К примеру, для осуществления профессионально-трудовой диагностики работающего гражданина необходимы: выписка или копия трудовой книжки, документ об образовании, характеристика с места работы, а для учащегося – характеристика с места учебы; для решения вопроса о причине инвалидности, в зависимости от обстоятельств, повлекших расстройство здоровья, необходимы:
— акт о несчастном случае на производстве;
— акт о профессиональном заболевании;
— свидетельство о болезни или заключение ВВК;
— заключение межведомственного экспертного совета по установлению причиной связи заболеваний инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов и т.д.

Вопрос: Как осуществляется освидетельствование в случае невозможности по состоянию здоровья прибыть во МСЭ?

Ответ: Если состояние здоровья не позволяет гражданину приехать в бюро, освидетельствование будет проведено на дому, в стационаре по месту лечения или заочно. Для этого в бюро должно поступить, помимо заявления и направления на МСЭ, заключение врачебной комиссии организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, о невозможности явиться в бюро по состоянию здоровья.

Вопрос:Куда обращаться в случае несогласия с решением бюро МСЭ?

Ответ: В настоящее время в Российской Федерации создана 3-уровневая система МСЭ: бюро МСЭ, главное бюро МСЭ и Федеральное бюро. В случае несогласия с решением бюро, гражданин вправе обжаловать данное решение в месячный срок в главное бюро на основании письменного заявления. Заявление необходимо подать в бюро, где он проходил освидетельствование, либо в главное бюро. Решение главного бюро в течение месяца со дня его вынесения может быть обжаловано в Федеральное бюро (127486, г. Москва, ул. Сусанина, 3). Заявление подается в главное бюро, проводившее освидетельствование, либо в Федеральное бюро. Кроме того, решения бюро, главного бюро и Федерального бюро могут быть обжалованы в суд в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Вопрос:Будут ли зачтены пропущенные сроки освидетельствования и выплачена за них пенсия?

Ответ: Согласно статьи 21 Федерального закона от 17.12.2001 № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Закон) предусмотрена возможность возобновления выплаты трудовой пенсии по инвалидности в случае, когда её выплата была приостановлена из-за неявки инвалида на очередное переосвидетельствование в назначенный ему срок. В соответствии с Законом, основанием для этого является заключение учреждения медико-социальной экспертизы об уважительной причине пропуска, сделанное в специальной строке выписки из акта освидетельствования, направленной в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.
Специального перечня «уважительных» причин Закон не содержит. Уважительность причины определяет бюро МСЭ в каждом конкретном случае. Это может быть подтвержденное документами нахождение на лечении в стационаре лечебного учреждения, санатории, профилактории т.д.
В этих случаях инвалидность устанавливается «задним числом», то есть за прошлое время, следовательно, и пенсия должна быть выплачена за прошлое время, с момента приостановления, либо с даты, с которой пропуск признан уважительным.

Вопрос: Каким образом инвалиды могут отказаться от набора социальных услуг?

Ответ: Согласно нормам пункта 4 статьи 6.3. Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» гражданин может подать заявление об отказе от получения социальных услуг в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или иным способом. В последнем случае установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются:
1)нотариусом или в порядке, установленном пунктом 3 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации;
2)органом (организацией), с которым у Пенсионного фонда Российской Федерации заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей. Типовая форма указанного соглашения утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Согласно пункту 10 статьи 54 Закона Российской Федерации от 06 июля
1991 года № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» поселковая, сельская администрация наделены полномочиями по совершению нотариальных действий в соответствии с законодательством.
Таким образом, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации принимают и учитывают заявления об отказе (возобновлении)
от получения набора социальных услуг, подлинность подписи заявителя в которых удостоверена должностным лицом администрации сельского поселения.

Вопрос: У меня сын ребенок-инвалид, я получала на него пенсию сама. Когда ему исполнилось 18 лет (10 марта 2010 года) пенсию платить перестали. Сейчас ему установлена 2 группа как инвалиду с детства, в справке указано, что признан инвалидом с 11 марта 2010 года.

Ответ: Социальная пенсия будет назначена Вашему сыну. Устанавливается она без подачи заявления в территориальный орган Пенсионного Фонда Российской Федерации на основании уже имеющихся данных и справки об инвалидности. Пенсия будет назначена с 11 марта 2010 года, поскольку освидетельствование Ваш сын прошел до исполнения ему 19 лет. Размер пенсии не изменится.

Вопрос: Мне установили 3 группу инвалидности, а была 2. Что будет с моей пенсией?

Ответ: Размер пенсии уменьшится, поскольку он зависит от группы инвалидности -изменится фиксированный базовый размер, страховая часть трудовой пенсии останется прежней. При установлении 3 группы инвалидности пенсия в новом размере будет выплачиваться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, по который была установлена 2 группа.

Вопрос: У меня была 2 группа инвалидности от общего заболевания, сейчас при освидетельствовании мне установили 1 группу. Как изменится моя трудовая пенсия по инвалидности?

Ответ: Действительно, размер пенсии устанавливается в зависимости от группы инвалидности. При установлении более высокой группы, в данном случае первой, увеличится фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии. Пенсия в повышенном размере будет выплачиваться с даты переосвидетельствования.

Вопрос: Какую информацию обязаны ежемесячно представлять работодатели по квотированию рабочих мест для инвалидов органам службы занятости?

Ответ: Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Вопрос: Рекомендациям какого документа должны соответствовать условия труда инвалида, создаваемые работодателями?

Ответ: Рекомендациям индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида.

Вопрос: Кто осуществляет трудоустройство инвалида на квотируемое рабочее место?

Ответ: Трудоустройство инвалидов на квотируемые рабочие места осуществляется работодателем по направлению органов службы занятости населения. Работодатель вправе принять на квотируемые рабочие места инвалидов, обратившихся к нему без направления органов службы занятости населения.

Вопрос: Что такое квота?

Ответ: Квота для приема на работу инвалидов (квота) — минимальное количество рабочих мест для инвалидов, имеющих соответствующие рекомендации к труду в соответствии с заключением медико-социальной экспертизы (далее — инвалиды), которых работодатель обязан трудоустроить на предприятии, в учреждении, организации (далее — организации), выраженное в процентах к среднесписочной численности работников данной организации.

Вопрос: Что такое специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов?

Ответ: Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Вопрос: Имеют ли инвалиды право пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации?

Ответ: Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности).

 Вопрос: Какие документы должен предъявить трудоспособный гражданин, имеющий инвалидность, при обращении в органы занятости населения в целях поиска подходящей работы и для признания его безработным?

 Ответ: Паспорт, трудовую книжку или документы, их заменяющие, документы, удостоверяющие его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) — паспорт и документ об образовании.
Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса
о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке
и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

 Вопрос: Входят ли инвалиды в категорию граждан, испытывающих трудности в поиске работы?

Ответ: К гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, относятся: инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской
и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые.

 Вопрос: У меня есть инвалидность, имею ли я право на заказ ортопедической обуви?

Ответ: Показания к нуждаемости в сложной ортопедической обуви определяются учреждениями медико-социальной экспертизы на основании заключения лечащего врача (невропатолога или хирурга), консультационного заключения врача травматолога-ортопеда протезно-ортопедического предприятия. Само наличие инвалидности не является показанием к заказу ортопедической обуви.

Вопрос: Что делать если протез стал неудобен?

Ответ: Обязательно сразу обратиться к врачу травматологу-ортопеду протезно-ортопедического предприятия для проведения подгонки приемной гильзы протеза или решении вопроса о проведении ремонта протеза.

Вопрос: На какой срок выдается протез?

Ответ: При первичном протезировании выдается учебный протез сроком на один год, при повторном протезировании протез выдается сроком на два года.

Вопрос: Кто определяет марку протеза при обращении на повторное протезирование?

Ответ: Марку протеза при заказе постоянного протеза определяет врач травматолог-ортопед протезно-ортопедического предприятия при осмотре пациента и культи конечности.

 Вопрос: Можно ли при первичном протезировании получить сразу высокофункциональный протез?

Ответ: При первичном протезировании изготавливается учебный протез для формирования мягких тканей культи, приобретения нового двигательного стереотипа, устранения порочных установок культи, определения функциональных возможностей пациента и перспектив на дальнейшее протезирование.

Вопрос: Можно ли протезироваться в другой области, а не по месту прописки?

Ответ: Можно. Для решения этого вопроса Вы можете обратиться в Фонд социального страхования с Индивидуальной программой реабилитации инвалида, подтверждающей Вашу необходимость в протезно-ортопедическом изделии
и составить соответствующее заявление.

Вопрос: Какие документы необходимы при обращении для первичного протезирования и при первичном обращении для заказа сложной ортопедической обуви?

Ответ: Необходимо иметь следующие документы: индивидуальная программа реабилитации инвалида, где указана нуждаемость в протезе и (или) сложной ортопедической обуви; справка МСЭ о группе инвалидности; паспорт; справка из лечебного учреждения, где проводилась ампутация или от врача, рекомендующего сложную ортопедическую обувь с указанием заболевания, о причине которого проведена ампутация или необходима ортопедическая обувь.

Вопрос: В какие сроки после ампутации рекомендуется обращаться для проведения первичного протезирования?

 Ответ: Первичное протезирование рекомендуется проводить через месяц после ампутации, при заживлении послеоперационного рубца. При увеличении срока
с момента ампутация до протезирования у пациента утрачивается двигательный стереотип, формируется установка на иждивенческий образ жизни, формируются пороки культи, cгибательные контрактуры коленного и тазобедренного суставов, которые осложняют, а иногда и препятствуют проведению первичного протезирования. При невозможности протезирования в ранние сроки с момента ампутация необходима консультация протезиста для получения рекомендаций по профилактике развития пороков культи.

Вопрос: Какая организация имеет право направлять граждан на освидетельствование ?

Ответ: В соответствии с «Правилами признания лица инвалидом», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 (Правила), гражданин может направляться на медико-социальную экспертизу (МСЭ) организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, либо органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

В случае, если эти организации отказывают в оформлении направления на медико-социальную экспертизу, они должны выдать справку об отказе, на основании которой гражданин (либо законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно с представлением имеющихся медицинских документов.